История возникновения гербов.
Прообразы гербов - различные изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – появились еще в древности. В произведениях Вергилия, Гомера, Плиния встречаются свидетельства применения таких знаков. И герои античных легенд, и реальные исторические личности часто имели личные эмблемы.
Так, шлем Александра Македонского был украшен изображением морского коня, на шлеме Ахиллеса красовался орёл, на шлеме царя Нумибии Масиниссы был изображен пес. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Но эти знаки использовались только как украшение, часто менялись владельцами, не подчинялись никаким правилам и не передавались по наследству. Лишь отдельные эмблемы городов и островов античного мира использовались постоянно - на монетах, печатях и медалях. Так эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, острова Родос - роза. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал «герб» шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев.
Эмблемы с изображением орла использовались многими древними государствами, так «гербом» Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией. Хотя, различные системы знаков отличия и эмблем существовали с древности, временем рождения геральдики принято считать средневековье, когда во время крестовых походов рыцари в доспехах, закрытых шлемах могли узнавать друг друга только по изображениям на щитах. После первого крестового похода обычай передавать по наследству военный щит со знаком начинает распространяться по всем европейским странам. Вместе со щитом передавался по наследству и герб.
В течение XII в. и в начале XIII в. гербы как военные знаки, являвшиеся частью воинского снаряжения, утвердились практически во всех странах, участвовавших в походах — Англии, Франции, Германии, Испании, Италии. Таким образом, герб из личного военного знака превратился в наследственный. Он становится символом благородного происхождения, свидетельствующим об исключительном положении в обществе его владельца. Привилегии, которые имел владелец личного герба, отныне вместе с гербом передавались его семье, всему роду как наследство.
Средневековые рыцари в геральдических облачениях.
Отличительные рыцарские знаки, несмотря на их многообразие, приобретали все более определенную форму. Первое время она закреплялась негласными правилами, позже эти правила составили систему, которая разрабатывалась в течение нескольких веков, а затем возникла наука — геральдика. Правила составления герба, лежавшие в основе этой науки, появились позднее, чем сами гербы, примерно, в XIII в. в результате деятельности герольдов (от старонемецкого слова — Hariowaldus - знаток родовых тотемов и символов), давших имя геральдике. Герольды делали для собственного употребления заметки, записи, из которых впоследствии и составились первые гербовники.
Постепенно рыцарские турниры и крестовые походы, а с ними и доспехи стали отходить в прошлое. Гербы с рыцарских одеяний переместились на печати, документы, стали размещаться на фасадах зданий, украшать кареты и всевозможную утварь. Со временем гербы появились не только у рыцарства, но у духовенства и городов. Гербы принято делить на земельные (государственные, территориальные, городские) и родовые. В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий.
Герб должен соответствовать определенным правилам. Основа герба - гербовый щит может быть одноцветным или многоцветным – поделенным определенным образом. Существуют множество различных видов деления поверхности щита: шахматное, клинчатое, улиткообразное, листовидное, клеверовидное, лилиевидное. На щите помещаются гербовые фигуры. Шит и фигуры на нем окрашиваются в определенные цвета. В геральдике в основном используется 7 цветов: металлы – золото (желтый) и серебро (белый); эмали – красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный. В некоторых национальных геральдиках используются и другие (дополнительные) цвета. Пурпурный цвет является символом власти и используется только в гербах королевских и императорских семейств. Основное правило геральдики – металл на металл и эмаль на эмаль не накладываются. То есть нельзя рисовать золотую (желтую) фигуру на серебряном (белом) поле гербе. То же самое и с эмалями. Если поле щита покрыто эмалью, на ней нужно рисовать металлическую фигуру и наоборот. Исключения и этого правила допускаются в том случае, если щит герба поделен. К внешним элементам герба относятся шлем с нашлемником, намет, корона, щитодержатели, девиз и мантия.
Русские символы до XV в.
Зарождение и развитие геральдики происходило преимущественно в католической культурной среде, и в России распространилась значительно позднее. Символы и эмблемы древней Руси можно увидеть преимущественно на старинных монетах и печатях. Самые известный из них – это так называемый «родовой знак Рюриковичей» - символ, напоминающие трезубец. Такие символы помещались на монетах и печатях князей Киевской Руси. В период феодальной раздробленности на Руси монеты вышли из обращения, печати же, изготавливались согласно византийской традиции, то есть оформлялись в основном церковными сюжетами. Только в архитектурных орнаментах Владимиро-Суздальского княжества еще сохранились изображения зверей и птиц, вероятно предназначенных для отражения величия княжеского дома. Монетная чеканка в русских землях начинает восстанавливаться в XIV веке. В отличие от печатей на монетах преобладают светские сюжеты – изображения птиц, зверей, воинов, сцен охоты. Постепенно светские мотивы появляются и на печатях. Эти изображения еще нельзя считать ни гербами, ни полноценными эмблемами. Подлинно государственные символы появились на Руси во время формирования централизованного государства.
Рождение двуглавого орла
Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича. На другой стороне этой печати помещен знак московских князей - всадник, поражающей дракона, который позднее будет изображаться на груди орла. Структура этой печати является принципиально новой для российской традиции. Лицевая сторона обычна: на ней знак князя, понимавшийся как собственно изображение князя-обладателя печати. Но изображение на оборотной стороне – двуглавый орел – несет совершенно новое значение. Раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), теперь же оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати. Существует несколько версий, объясняющие появление двуглавого орла на печати московских великих князей.
Двуглавый орел как символ имеет долгую историю: возникнув в древние времена на востоке, к XV веку двуглавый орел получил широкое распространение от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и применялся в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа. В арабском и персидском мире двуглавый орел использовался как один из многих опознавательных знаков. В Византии долгое время двуглавый орел был одим из важнейших государственных знаков, там он служил не только символом государства, но и символом императорской династии. Под влиянием византийской традиции на Балканском полуострове, двуглавый орел также использовался в разных качествах, и в некоторых странах со временем приобрел статус государственного герба, сохраняющийся до сегодняшних дней.
В гербах, в основном правителей и высшей знати, двуглавый орел часто использовался и в Западной Европе, а в 1434 году – впервые в истории – официально стал использоваться как государственный герб Священной Римской Империи. Двуглавые орлы изображались с разными атрибутами и в разном начертании. Характерной особенностью византийской традиции является изображение золотого орела на красном поле, чаще всего – увенчанный коронами. В западноевропейской традиции орел обычно изображался черным на золотом поле.
На основе сведений о широком использовании двуглавого орла, высказывается три предположения о причинах, побудивших Ивана III принять именно этот знак в качестве государственной эмблемы своей страны: двуглавый орел был заимствован Россией из Византии; двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи; двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран. Каждое из этих предположений имеет серьезные основания и, вместе с тем, возражения. Но в любом случае, этот символ явно отражал внутри- и внешнеполитические амбиции Ивана III, которому удалось присоединить к Москве Великий Новгород и Тверское княжество.
Государственный герб России до середины XVII века
Печать Ивана III Васильевича
Таким образом, начиная с Ивана III двуглавый орел стал неизменным символом Российских правителей, правда, облик его менялся. Особое внимание государственному символу – двуглавому орлу - уделялось Иваном IV. Начиная с 1539 года, орел изображается с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла является традиционным для западноевропейской геральдики (орел с открытым клювом и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным»).
В 1560-х годах государственный и царский знаки соединяются в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) был помещен на груди двуглавого орла. Так, на золотой булле 1562 года на лицевой стороне изображен двуглавый орел, на груди которого щит с всадником, а на оборотной стороне – такой же орел, но в щите на его груди – единорог.
Очередное изменение происходит в 1577-78 годах: вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Вероятно, таким образом Иван IV хотел продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь.
Государственный герб России середины XVII-начала XX вв.
Большой герб Российской Империи 1882 г.
В царствование государя Алексея Михайловича государственный символ – российский двуглавый орел - уточняется и впервые целенаправленно корректируется с целью привести его в соответствие с геральдическими правилами. В 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы: уже на большой государственной печати 1645 года орел изображен с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и ездецом на груди. В 1654 года двуглавый орел получил еще одно дополнение: в его лапах помещены скипетр и держава. С этого времени знаковый состав государственного герба – двуглавый орел под тремя коронами, с ездецом в щите на груди, скипетром и державой в лапах – остается неизменным до наших дней.
В XVII в. двуглавый орел начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. В конце XVII века также появляется традиция помещать на крыльях двуглавого орла эмблемы подвластных земель. При Петре I орел поменял свой цвет. До 1720-х годов герб использовался в различных цветовых сочетаниях. Чаще применялась традиционная российская расцветка – золотой орел на красном поле. В 1721 году, во время празднований Ништатского мира, завершившего 21-летнюю войну России со Швецией, наша страна была провозглашена Империей, а Петр принял титулы Императора, Великого и Отца Отечества. В связи с новым государственным устройством России была изменена и расцветка государственного герба: по примеру Священной Римской Империи Германской нации – двуглавый орел российского герба стал черным с золотыми клювами, языками, глазами и лапами, золотыми атрибутами (скипетром, державой в лапах и коронами над головами). Поле, в котором помещался двуглавый орел, стало золотым. На груди орла сохранен красный щит, с изображением в нем серебряного всадника – Святого Георгия – поражающего копьем черного дракона. Щит на груди орла окружался цепью ордена Андрея Первозванного, знак которого располагался на цепи под щитом со Святым Георгием. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.
В 1-ой половине XIX века – в царствования Александра I и Николая I наряду с традиционным решением государственного герба, широкое распространение получило изображение виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны).
Большой государственный герб Российской империи был введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881) и отражал в себе символ единства и могущества России. В нем также отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы. В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне...”. Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей: герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов расположены следующим образом: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский. В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государственный герб незначительно отличался от принятого в 1857 году. Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви). Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена "триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество".
Печать Временного правительства
После февральской революции 1917 года Временное правительство оставило на своей печати двуглавого орла, хотя он был лишен корон, регалий, нагрудного и накрыльных щитков. Крылья орла были опущены вниз наподобие орлов допетровского времени.
Государственные гербы РСФСР и СССР
Придя к власти, большевики, желая продемонстрировать классовый, а не национальный характер советского государства отказались от использования исторической российской символики. Впервые герб РСФСР был описан в Конституции РСФСР 1918 года. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоял из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1920 г. вид герба был изменен: на шите стали помещать название государства (Р.С.Ф.С.Р.), в 1954 г., согласно новым правилам орфографии, из аббревиатуры РСФСР были убраны точки, а в 1978 г. вверху композиции была добавлена звезда. В таком виде герб просуществовал до распада СССР.
Государственный герб СССР — официальная эмблема Советского государства был разработан в 1923 г., а в 1924 году был узаконен в конституции Герб СССР. Он представлял собой изображение скрещенных серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца. Шар окружен венком из золотых колосьев, перевитых по три раза с каждой стороны алой лентой. На видимых поверхностях ленты золотыми буквами на шести языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрко-татарском - выписан лозунг-девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Позднее, в советском гербе менялось лишь количество витков ленты, в соответствии с количеством входящих в советский союз республик. Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба - пятиконечная звезда.
Современный герб Российской Федерации.
Семь десятилетий нельзя было даже представить, что исторический герб России вернется в отечественную государственную геральдику. Однако после распада Советского Союза встал вопрос о новом гербе России. На протяжении 1992 и 1993 годов работа по созданию государственного герба России осуществлялась совместно Геральдической службой и Комиссией по культуре Верховного Совета. И 30 ноября 1993 года к России вернулся ее исторический государственный символ – двуглавый орел. В этот день Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Государственном гербе Российской Федерации». Окончательно герб был утвержден законом от 9 сентября 2002 года. В основе этого герба лежит исторический российский двуглавый орел. Данным Законом герб сохранялся в том же геральдическом составе и виде, в каком он был принят в 1993 году.
Описание несколько изменилось и получило следующее звучание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». От герба Российской империи его отличают прежде всего цвета. Орел Российской империи был черным на золотом щите, современный же орел Российской Федерации стал золотым на красном поле. За пять веков исторические судьбы России многократно менялись, но государственный герб нашей страны – ее изобразительное имя – неизменно служил Родине, и остается ее главным символом в наши дни.
История возникновения гербов.
Прообразы гербов - различные изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – появились еще в древности. В произведениях Вергилия, Гомера, Плиния встречаются свидетельства применения таких знаков. И герои античных легенд, и реальные исторические личности часто имели личные эмблемы.
Так, шлем Александра Македонского был украшен изображением морского коня, на шлеме Ахиллеса красовался орёл, на шлеме царя Нумибии Масиниссы был изображен пес. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Но эти знаки использовались только как украшение, часто менялись владельцами, не подчинялись никаким правилам и не передавались по наследству. Лишь отдельные эмблемы городов и островов античного мира использовались постоянно - на монетах, печатях и медалях. Так эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, острова Родос - роза. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал «герб» шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев.
Эмблемы с изображением орла использовались многими древними государствами, так «гербом» Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией. Хотя, различные системы знаков отличия и эмблем существовали с древности, временем рождения геральдики принято считать средневековье, когда во время крестовых походов рыцари в доспехах, закрытых шлемах могли узнавать друг друга только по изображениям на щитах. После первого крестового похода обычай передавать по наследству военный щит со знаком начинает распространяться по всем европейским странам. Вместе со щитом передавался по наследству и герб.
В течение XII в. и в начале XIII в. гербы как военные знаки, являвшиеся частью воинского снаряжения, утвердились практически во всех странах, участвовавших в походах — Англии, Франции, Германии, Испании, Италии. Таким образом, герб из личного военного знака превратился в наследственный. Он становится символом благородного происхождения, свидетельствующим об исключительном положении в обществе его владельца. Привилегии, которые имел владелец личного герба, отныне вместе с гербом передавались его семье, всему роду как наследство.
Отличительные рыцарские знаки, несмотря на их многообразие, приобретали все более определенную форму. Первое время она закреплялась негласными правилами, позже эти правила составили систему, которая разрабатывалась в течение нескольких веков, а затем возникла наука — геральдика. Правила составления герба, лежавшие в основе этой науки, появились позднее, чем сами гербы, примерно, в XIII в. в результате деятельности герольдов (от старонемецкого слова — Hariowaldus - знаток родовых тотемов и символов), давших имя геральдике. Герольды делали для собственного употребления заметки, записи, из которых впоследствии и составились первые гербовники.
Постепенно рыцарские турниры и крестовые походы, а с ними и доспехи стали отходить в прошлое. Гербы с рыцарских одеяний переместились на печати, документы, стали размещаться на фасадах зданий, украшать кареты и всевозможную утварь. Со временем гербы появились не только у рыцарства, но у духовенства и городов. Гербы принято делить на земельные (государственные, территориальные, городские) и родовые. В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий.
Герб должен соответствовать определенным правилам. Основа герба - гербовый щит может быть одноцветным или многоцветным – поделенным определенным образом. Существуют множество различных видов деления поверхности щита: шахматное, клинчатое, улиткообразное, листовидное, клеверовидное, лилиевидное. На щите помещаются гербовые фигуры. Шит и фигуры на нем окрашиваются в определенные цвета. В геральдике в основном используется 7 цветов: металлы – золото (желтый) и серебро (белый); эмали – красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный. В некоторых национальных геральдиках используются и другие (дополнительные) цвета. Пурпурный цвет является символом власти и используется только в гербах королевских и императорских семейств. Основное правило геральдики – металл на металл и эмаль на эмаль не накладываются. То есть нельзя рисовать золотую (желтую) фигуру на серебряном (белом) поле гербе. То же самое и с эмалями. Если поле щита покрыто эмалью, на ней нужно рисовать металлическую фигуру и наоборот. Исключения и этого правила допускаются в том случае, если щит герба поделен. К внешним элементам герба относятся шлем с нашлемником, намет, корона, щитодержатели, девиз и мантия.
Русские символы до XV в.
Зарождение и развитие геральдики происходило преимущественно в католической культурной среде, и в России распространилась значительно позднее. Символы и эмблемы древней Руси можно увидеть преимущественно на старинных монетах и печатях. Самые известный из них – это так называемый «родовой знак Рюриковичей» - символ, напоминающие трезубец. Такие символы помещались на монетах и печатях князей Киевской Руси. В период феодальной раздробленности на Руси монеты вышли из обращения, печати же, изготавливались согласно византийской традиции, то есть оформлялись в основном церковными сюжетами. Только в архитектурных орнаментах Владимиро-Суздальского княжества еще сохранились изображения зверей и птиц, вероятно предназначенных для отражения величия княжеского дома. Монетная чеканка в русских землях начинает восстанавливаться в XIV веке. В отличие от печатей на монетах преобладают светские сюжеты – изображения птиц, зверей, воинов, сцен охоты. Постепенно светские мотивы появляются и на печатях. Эти изображения еще нельзя считать ни гербами, ни полноценными эмблемами. Подлинно государственные символы появились на Руси во время формирования централизованного государства.
Рождение двуглавого орла
Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича. На другой стороне этой печати помещен знак московских князей - всадник, поражающей дракона, который позднее будет изображаться на груди орла. Структура этой печати является принципиально новой для российской традиции. Лицевая сторона обычна: на ней знак князя, понимавшийся как собственно изображение князя-обладателя печати. Но изображение на оборотной стороне – двуглавый орел – несет совершенно новое значение. Раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), теперь же оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати. Существует несколько версий, объясняющие появление двуглавого орла на печати московских великих князей.
Двуглавый орел как символ имеет долгую историю: возникнув в древние времена на востоке, к XV веку двуглавый орел получил широкое распространение от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и применялся в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа. В арабском и персидском мире двуглавый орел использовался как один из многих опознавательных знаков. В Византии долгое время двуглавый орел был одим из важнейших государственных знаков, там он служил не только символом государства, но и символом императорской династии. Под влиянием византийской традиции на Балканском полуострове, двуглавый орел также использовался в разных качествах, и в некоторых странах со временем приобрел статус государственного герба, сохраняющийся до сегодняшних дней.
В гербах, в основном правителей и высшей знати, двуглавый орел часто использовался и в Западной Европе, а в 1434 году – впервые в истории – официально стал использоваться как государственный герб Священной Римской Империи. Двуглавые орлы изображались с разными атрибутами и в разном начертании. Характерной особенностью византийской традиции является изображение золотого орела на красном поле, чаще всего – увенчанный коронами. В западноевропейской традиции орел обычно изображался черным на золотом поле.
На основе сведений о широком использовании двуглавого орла, высказывается три предположения о причинах, побудивших Ивана III принять именно этот знак в качестве государственной эмблемы своей страны: двуглавый орел был заимствован Россией из Византии; двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи; двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран. Каждое из этих предположений имеет серьезные основания и, вместе с тем, возражения. Но в любом случае, этот символ явно отражал внутри- и внешнеполитические амбиции Ивана III, которому удалось присоединить к Москве Великий Новгород и Тверское княжество.
Государственный герб России до середины XVII века
Таким образом, начиная с Ивана III двуглавый орел стал неизменным символом Российских правителей, правда, облик его менялся. Особое внимание государственному символу – двуглавому орлу - уделялось Иваном IV. Начиная с 1539 года, орел изображается с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла является традиционным для западноевропейской геральдики (орел с открытым клювом и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным»).
В 1560-х годах государственный и царский знаки соединяются в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) был помещен на груди двуглавого орла. Так, на золотой булле 1562 года на лицевой стороне изображен двуглавый орел, на груди которого щит с всадником, а на оборотной стороне – такой же орел, но в щите на его груди – единорог.
Очередное изменение происходит в 1577-78 годах: вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Вероятно, таким образом Иван IV хотел продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь.
Государственный герб России середины XVII-начала XX вв.
В царствование государя Алексея Михайловича государственный символ – российский двуглавый орел - уточняется и впервые целенаправленно корректируется с целью привести его в соответствие с геральдическими правилами. В 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы: уже на большой государственной печати 1645 года орел изображен с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и ездецом на груди. В 1654 года двуглавый орел получил еще одно дополнение: в его лапах помещены скипетр и держава. С этого времени знаковый состав государственного герба – двуглавый орел под тремя коронами, с ездецом в щите на груди, скипетром и державой в лапах – остается неизменным до наших дней.
В XVII в. двуглавый орел начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. В конце XVII века также появляется традиция помещать на крыльях двуглавого орла эмблемы подвластных земель. При Петре I орел поменял свой цвет. До 1720-х годов герб использовался в различных цветовых сочетаниях. Чаще применялась традиционная российская расцветка – золотой орел на красном поле. В 1721 году, во время празднований Ништатского мира, завершившего 21-летнюю войну России со Швецией, наша страна была провозглашена Империей, а Петр принял титулы Императора, Великого и Отца Отечества. В связи с новым государственным устройством России была изменена и расцветка государственного герба: по примеру Священной Римской Империи Германской нации – двуглавый орел российского герба стал черным с золотыми клювами, языками, глазами и лапами, золотыми атрибутами (скипетром, державой в лапах и коронами над головами). Поле, в котором помещался двуглавый орел, стало золотым. На груди орла сохранен красный щит, с изображением в нем серебряного всадника – Святого Георгия – поражающего копьем черного дракона. Щит на груди орла окружался цепью ордена Андрея Первозванного, знак которого располагался на цепи под щитом со Святым Георгием. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.
В 1-ой половине XIX века – в царствования Александра I и Николая I наряду с традиционным решением государственного герба, широкое распространение получило изображение виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны).
Большой государственный герб Российской империи был введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881) и отражал в себе символ единства и могущества России. В нем также отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы. В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне...”. Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей: герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов расположены следующим образом: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский. В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государственный герб незначительно отличался от принятого в 1857 году. Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви). Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена "триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество".
После февральской революции 1917 года Временное правительство оставило на своей печати двуглавого орла, хотя он был лишен корон, регалий, нагрудного и накрыльных щитков. Крылья орла были опущены вниз наподобие орлов допетровского времени.
Государственные гербы РСФСР и СССР
Придя к власти, большевики, желая продемонстрировать классовый, а не национальный характер советского государства отказались от использования исторической российской символики. Впервые герб РСФСР был описан в Конституции РСФСР 1918 года. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоял из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1920 г. вид герба был изменен: на шите стали помещать название государства (Р.С.Ф.С.Р.), в 1954 г., согласно новым правилам орфографии, из аббревиатуры РСФСР были убраны точки, а в 1978 г. вверху композиции была добавлена звезда. В таком виде герб просуществовал до распада СССР.
Государственный герб СССР — официальная эмблема Советского государства был разработан в 1923 г., а в 1924 году был узаконен в конституции Герб СССР. Он представлял собой изображение скрещенных серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца. Шар окружен венком из золотых колосьев, перевитых по три раза с каждой стороны алой лентой. На видимых поверхностях ленты золотыми буквами на шести языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрко-татарском - выписан лозунг-девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Позднее, в советском гербе менялось лишь количество витков ленты, в соответствии с количеством входящих в советский союз республик. Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба - пятиконечная звезда.
Современный герб Российской Федерации.
Семь десятилетий нельзя было даже представить, что исторический герб России вернется в отечественную государственную геральдику. Однако после распада Советского Союза встал вопрос о новом гербе России. На протяжении 1992 и 1993 годов работа по созданию государственного герба России осуществлялась совместно Геральдической службой и Комиссией по культуре Верховного Совета. И 30 ноября 1993 года к России вернулся ее исторический государственный символ – двуглавый орел. В этот день Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Государственном гербе Российской Федерации». Окончательно герб был утвержден законом от 9 сентября 2002 года. В основе этого герба лежит исторический российский двуглавый орел. Данным Законом герб сохранялся в том же геральдическом составе и виде, в каком он был принят в 1993 году.
Описание несколько изменилось и получило следующее звучание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». От герба Российской империи его отличают прежде всего цвета. Орел Российской империи был черным на золотом щите, современный же орел Российской Федерации стал золотым на красном поле. За пять веков исторические судьбы России многократно менялись, но государственный герб нашей страны – ее изобразительное имя – неизменно служил Родине, и остается ее главным символом в наши дни.